Объединительная политика СПС и перспективы российского либерализма (письмо в СПС)
Уважаемая редакция сайта СПС!
Письмо – реакция на интервью в «Итогах» Б.Е. Немцова. Это тезисы, в развернутом виде текст занял бы слишком много места.
Мои взгляды наверняка разойдется с теми представлениями и настроениями, а также общим направлением действий по реанимации правых сил, которые преобладают в вашей среде. Но может быть, вы обратите внимание на другую точку зрения? Это было бы так либерально и демократично!
1. Либералы на политическом поле не просто нужны, они необходимы, просто обязаны быть. Для современной России нет ничего более естественного. И раз СПС провалился, то это – свидетельство потери им своего лица.
2. Есть финансовые, организационные, имиджевые стороны партийного существования и успеха. В наших условиях существенной является проблема отношений с существующей властью. Эти вещи, безусловно, должны учитываться. Однако решающее значение имеет идеология, именно она выступает в качестве генерального интегратора партийной жизни.
2. Либералы – не демократы, это две разные идеологии. Время недифференцированного или слабо дифференцированного либерально-демократического движения в России прошло в начале 90-х гг. Распад этого лагеря обусловлен не только, и не столько, амбициями лидеров, сколько логикой общественного развития, уточнением представлений и позиций. Пытаться вернуть время назад – занятие бессмысленное. 90-х годов уже не будет никогда.
3. Объединение либералов и демократов (в данном случае - СПС и «Яблока»), даже если оно произойдет, не даст серьезного эффекта. Такое объединение не позволит создать сколько-нибудь серьезную политическую силу.
4. Потенциал либерализма в современной России гораздо выше, чем кажется. Это связано с формулировками.
Если считать, что либерализм – это: идеологические свободы, политические свободы, свободы выбора деятельности и места жительства, свобода самостоятельного выстраивания своей жизни, свобода от общественного контроля и диктата, то мы все – либералы (а это было не всегда). То есть фактически каждая общественная группа имеет свой либеральный лозунг. Просто следует учитывать разницу между людьми и их интересами. Не стоит, например, заставлять радоваться свободе слова людей, которые словом не владеют, слов не понимают, но зато крайне заинтересованы в возможности свободно искать работу и заработок. Они тоже либералы, стихийные, политически не ангажированные сторонники либерализма в общественном устройстве.
5. Демократизм как общественные порядок – это ограничение свободы. Хоть и в интересах большинства. Или даже не большинства, а, как в современных развитых политкорректных странах, в интересах всех возможных групп. Все равно это ограничение свободы. Потому что одним из следствий свободы является неравномерное развитие, контраст успеха одних и неуспеха других, жестокая борьба за лучшее место под солнцем.
Демократизм – это реакция на гримасы либерализма. Именно поэтому либерализму и демократизму не по пути. Или, точнее, им по пути до тех пор, пока они пытаются уйти от другой общественной практики – этатизма, которая представляет собой торжество интересов коллектива над интересами личности, достигаемый через абсолютный примат власти, через властное регулирование всех или большинства сторон общественной и личной жизни.
6. В нашей стране этатизм, безусловно, доминировал последние полтора века. В более общем плане – даже последние шестьсот лет. То есть в обществе и элитах имеется громадная этатистская инерция. Поскольку демократизм выступает за вмешательство в стихийные общественные процессы, хоть и в интересах людей, в том числе их малых групп, постольку он, в общественном сознании, мало чем отличается от этатизма. Не даром ведь «Яблоко» иногда смыкается в своих инициативах с КПРФ, например. Хотя КПРФ отстаивает интересы этатизма, а «Яблоко» - демократизма.
Только узкая группа способна твердо различать демократизм и этатизм, в общественно-политической практике отличия осознаются слабо. Именно поэтому благо народа, под которым часто имеются в виду интересы простых людей, преследуется этатистскими методами, в результате чего не получается ни блага народа, ни блага частных граждан, ни даже пользы государству как гражданскому союзу.
7. Глобальная задача либералов – служить водоразделом между этатизмом и демократизмом. Частная задача – отстаивать либеральные ценности и либеральный порядок общественно-государственного устройства в современных условиях России.
Сегодня доминирующей в России идеологией является либерализм. Но этот либерализм ищет свое воплощение в условиях длительной исторической традиции этатизма, несвободы. Отсюда – крайности. С одной стороны, представление о свободе как о воле. С другой – желание многих нырнуть в привычный мир властной опеки, тем более, если она рядится в демократические одежды (что делали даже большевики, которые были выразителями именно этатизма).
Но население в целом не определяет политику и вектор развития, а идет за ними с некоторым запозданием. Поэтому, кстати, нужно с большой осторожностью относиться к социологическим замерам.
8. Период усиления и авторитаризации власти заканчивается. И в связи с этим крайне желательно возвращение СПС или какой-либо другой либеральной силы на политическую арену. Именно либеральной, не демократической.
Время демократов настанет нескоро. Демократы должны будут заменить этатистский вектор развития в паре этатизм - либерализм. В результате этого мы сможем перейти к западному типу политического развития, к западному либерально-демократическому обществу, к чередованию у власти либералов (Республиканская партия в США, тори в Англии, ХДС-ХСС в Германии и т.д.) и демократов (Демократическая партия в США, лейбористы в Англии, социал-демократические партии). Но это – дело отдаленного будущего. А пока на повестке дня - возвращение либералов. Будет это СПС, или отложившееся правое крыло этатистской «Единой России», или какой-либо другой проект – мы скоро увидим.
У СПС есть реальный шанс. Для этого нужно только занять твердую либеральную позицию, уточненную для различных слоев населения. Это – прежде всего.
9. Существует и другой вариант. СПС объединяется с «Яблоком», формируется объединенное демократически ориентированное движение с вкраплением некоторых либеральных положений. Это движение, даже в случае преодоления 7% барьера, получает незначительное число голосов, сохраняет маргинальное положение в политическом пространстве и не приобретает возможности оказывать влияние на развитие страны.
Либеральное место занимает кто-то другой. Возможно, оно контролируется партией власти – «Единой Россией», в результате чего все либеральные начинания приобретают сильный этатистский душок. А общественно-государственное устройство продолжает формироваться с минимизацией свобод, со всеми вытекающими последствиями.
Если необходимо, готов пояснить высказанные здесь мысли.
С уважением, Валерий Савельев.
11 марта 2006 г.
- > 2015
-
>
2013
- > "Мы", "они" и психология административного барьера
- > О "Марше против подлецов", бессилие и перспективах протестного движения
- > Смерть Деда Хасана, организованная преступность и социальное лицемерие
- > На вопрос Путина "Где посадки?" СК нашел правильный ответ. За всех ответит Навальный
- > О легитимности власти Путина и власти вообще
- > Коррупция и способы её преодоления. Что может Навальный?
- > Что не так с Российским государством?
- > О циклах Российской истории, или почему сегодня не 1937 год
- > Когда и как либеральные демократы появятся во власти?
- > Идеи и идеологии наших партий и политиков
- > День рождения Михаила Сергеевича Горбачева Освободителя!
- > Частная собственность, экономическая эффективность и власть
- > "Урвать кусок пожирнее", или миф об угрозе России с Запада
- > "Не дискуссия" с Хазиным. Вот и поговорили...
- > Мне кажется, россияне просто ненавидят тех, кто заставляет их работать. А вам?
- > Вот и не стало Березовского - Троцкого современной России
- > Конфликт Березовского и Путина с точки зрения психотипологии
- > Либерально-демократическая оппозиция - свалка политических отходов?
- > "Какую карьеру делают Навальному!" Так думают некоторые…
- > Загадки русской души и лозунг "две машины на семью" как вариант свежей национальной идеи
- > Левада-центр и отставной рулевой В. Сурков сообщают любопытное. Что-то затевается?
- > "Гражданин Сурков, с вещами на выход", - подумал Путин. "Теряем людей" - подумал Медведев
- > Почему День Победы 9 мая - народный праздник
- > Биология, требования группы или культура - что определяет наши потребности?
- > 2012
-
>
2011
- > Тунис, Египет, Ливия: волнения, восстания, перевороты или революции?
- > О книге Марка Солонинина «22 июня: Анатомия катастрофы» и причинах поражений РККА в 1941-1942 гг.
- > Приоритетные направления развития науки: программа исследований в области противодействия терроризму
- > Михаила Полторанин о СССР в своей книге "Власть в тротиловом эквиваленте. Наследие царя Бориса"
- > Почему руководителей августовского путча 1991 г. можно пожалеть, но делать этого не стоит
- > Национальность и национализм
- > О Сталине и сталинизме
- > Почему СССР не проиграл в «холодной войне»
- > Почему Россия не может считаться демократической страной
- > В.В. Путин, Евразийский союз, внешняя политика и прогноз переориентации России на внутреннее развитие
- > Навальный, РосПил и "Русский марш": какой у нас выбор?
- > Эх, Яблочко, куда ты…
- > «Единая Россия» и В.В. Путин: новый этап развития властно-политической системы России
- > Как же все-таки относится к объединенной демократической партии «Яблоко»?
- > Выборы 2011 года в Государственную Думу: партии на политическом поле. Как все-таки голосовать?
- > Политическое пространство России: почему нельзя голосовать по методу Навального?
- > Почему партия объединенных демократов «Яблоко» снова не прошла в Государственную Думу? И что с этим делать?
- > Митинги в Москве: протест молодых горожан как вызов правому флангу российских политиков
- > Нужно ли бояться политической деятельности А. Навального
- > 2010
- > 2009
- > 2008
- > 2007
- > 2006
- > 2005
- > 2004