Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Биология, требования группы или культура - что определяет наши потребности?

 

Разговариваем, разговариваем. И вдруг обнаруживается путаница.

Между тем все довольно просто.

В человеке есть биологическое начало. Есть культурное. А есть социальное.

К несчастью, не всегда легко разобрать, где что.

 

Биологическое начало нам наиболее понятно.

Пить, есть, спать, заниматься сексом, рожать детей - это все биология.

Есть и другие, менее очевидные, но все же биологические потребности.

Глаза хотят смены зрительных ощущений.

Руки - манипулировать предметами.

Уши - слышать и слушать.

Тело требует движений и действия.

Мозг хочет обрабатывать впечатления и думать. Правда, не у всех. Но у очень и очень многих.

 

Независимо от того, признаем ли мы наше происхождение от обезъяноподобного предка, или считаем, что нас создал бог, биологическое в человеке нами признается.

Некоторые считают, что биологическое, или животное, начало - это плохо.

Некоторые исходят из противоположной идеи: "Что естественно, то не безобразно".

 

В общем, тут есть о чем поспорить.

Особенно, если вдруг появляется предположение, что некоторые наши высшие достижения, например, в искусстве, обусловлены не столько тягой человека к чистому творчеству, сколько желанием красиво выглядеть в глазах лиц противоположного пола.

Самец птицы-шалашника строит тщательно украшенный домик, в котором потом никто не живет.

Самец человека пишет картину, которую затем выставляют в музее. Или хранят в запасниках. Нельзя сказать, что это самая необходимая в хозяйстве вещь. Но женщинам нравится.

Наука "этология" преподносит много сюрпризов.

 

Конечно, не все в человеке - биология.

Есть, например, не только природный, есть еще социальный мир.

Человек - существо коллективное. Он общается. Он образует группы, для деятельности и для жизни.

Со своей структурой, иерархией. С обязательными правилами для членов сообщества.

Это - социум, мир общения, социальных отношения.

 

Если есть мир и зависимость от этого мира, обязательно возникают соответствующие потребности.

Человек хочет соответствовать ожиданиям группы.

Кроме того, человек хочет, чтобы против него не применялись санкции. А это часто случается в разных группах по самым разным поводам.

Не так сел - санкция. Пропустил мероприятие - наказание. Убил зверя - поощрение или наказание, смотря какого, где, когда, то есть в какую эпоху. Не родил ребенка - осуждение. И т.д.

Всех вариантов не перечислишь.

Социум, социальный мир - это внешнее принуждение и потребности, связанные с тем, чтобы к этому принуждению приспособиться.

Потребность в социальном статусе. В социальном месте. Потребность в адекватной социальной роли. И т.д.

 

Однако есть еще внутреннее принуждение, которое живет в каждом человеке. И это принуждение - культура.

Культура - это представления, убеждения, ценности, поведенческие стереотипы.

Культура не предполагает внешних санкций. Культурный человек наказывает себя сам.

У него болит душа. Или говорит совесть.

 

Довольно часто культурные установки вступают в противоречие и с биологическими потребностями, и с требованиями социума.

Но это противоречие в рамках глобальной зависимости.

Культура связана с биологией человека, потому что по происхождению культура - это разные варианты реализации биологических потребностей.

Культура связана с социальным миром, потому что в большинстве случаев культурные традиции однажды были приняты социумом в качестве обязательных или желательных.

Затем социальные нормы изменились, но осталась память. Довольно часто - остались группы, которые придерживаются старых социальных норм.

Культура - это опыт человечества, в том числе социальный.

Иногда различить, где культура, а где социальное требование, бывает довольно сложно.

Потому что социумы, макросоциум (государство) или малые социальные группы (семья, трудовой коллектив, компания), часто требуют от человека определенной поведенческой культуры.

И наказывает за отказ выполнять эти требования.

Социум всегда берет на себя роль проводника определенной культурной традиции.

 

Но, так или иначе, это три разных, автономных мира.

Мир природы, социальный мир и мир культуры.

А человек довольно сложен в своих мотивах и поведенческих актах.

Но разобраться можно во всем.

Особенно если у вас сильно развита биологическая потребность в мыслительной деятельности. 

 

23 января 2013