Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

От выборов в Думу к выборам президента, или каких изменений во властно-политической системе ждать от 2008 года

  

Выборы в Государственную Думу прошли.  Доминантная партия власти победила. Ожидаемо, и с ожидаемым результатом. В связи с этой победой можно обсуждать разные проблемы нашей политической жизни. Можно порассуждать о степени недемократичности выборов, а также «Единой России», собственно Путина В.В. и созданного им политического режима.  Можно анализировать причины очередного провала политических сил, представляющих демократическое и собственно либеральное крыло. Интересно поговорить о том, почему у нас так сильна этатистская традиция, хотя бы и в ее либерально ориентированной интерпретации (я думаю, то, что В.В. Путин и стоящая за ним партия «Единая Россия», несмотря на все их государственнические загибы, являются все-таки либералами, или, если быть точным, этат-либералами с добавлением либерал-этатистов, доказывать не нужно).  Это все вопросы существенные, но не остроактуальные. На сегодняшний день мы имеем то, что имеем. Этих результатов уже не изменишь. А к следующим думским выборам столько воды утечет, что сегодняшние уроки забудутся. Как забылись, судя по действиям соответствующих политиков, уроки провала правых (либералов и демократов) на думских и президентских выборах 2003-2004 годов (впрочем, возможно, эти уроки не были усвоены потому, что события оказались не понятыми, но это уже другой вопрос, для другого случая и другой статьи, даже для целого исследования).

Актуальными сейчас являются только приближающиеся президентские выборы.  Людей конкретных интересуют простые вопросы.  Кто будет преемником? Какую должность  получит В.В. Путин? Какова в связи с этим будет измененная конфигурация органов власти? Как изменится персональное влияние известных должностей и лиц?

Самым забавным в этой ситуации является то, что ни один социолог, политолог или политтехнолог предсказать этого не может. И вот почему.

Знать то, что задумали Путин и его команда, могут только они сами. И если у них есть проработанный план действий, то вероятность того, что он станет известен широкой публике до того момента, когда это предусмотрено самим планом, по крайней мере, наивно.  Фамилия Путинского кандидата в президенты, как мне кажется, должна быть одним из важнейших элементов плана. Равно как и та должность, которую присмотрел для себя Владимир Владимирович на следующие несколько лет (количество этих лет также неочевидно). Гадать бессмысленно. Гораздо интереснее посмотреть на граничные условия существующей ситуации.

Что мы имеем на сегодняшний день. Выборного правителя (Президента РФ В.В. Путина) в зените власти, легитимизировавшего свое положение с максимально доступной, изо всех приличных, возможностью. В то же время получилось так, что легитимизировать свои полномочия он может, а формально продлить – нет. Более того, реальная ситуация во власти совсем далека от идеала. Внутри власти не только оформились четкие группировки. Во время позднего Ельцина тоже была оппозиция. И была так называемая «семья».  Как и в любой семье, в ней существовали различные интересы различных лиц и групп. Но не было того раскола, который имеется в окружении Путина. «Газпром» и «Роснефть». Группировка Сечина и группировка Черкесова. «Силовики» и «экономисты». Администрация и руководство партии. И борьба эта происходит  отнюдь не в рамках сложившейся системы сдержек и противовесов. Группировки противостоят и даже воюют, практически в открытую.

Сегодня В.В. Путин, совмещающий функцию президента государства и полномочия абсолютной политической доминанты нашего властно-политического пространства,  способен управлять этими группировками. И формально, и на персональном уровне. А что будет завтра? Что, новый президент сможет получить такое же влияние? Или у него будет возможность быстро и радикально поменять персональный состав функционеров власти? А они спокойно уйдут, отказавшись от своих возможностей?

Нет, конечно, этого не произойдет.  В действительности сложившееся положение вещей  – свидетельство того, что время единоличной власти прошло. Настала пора институциализации коллективного субъекта власти. Именно в этом – интрига и настоящих выборов, и текущего политического момента.

Другой особенностью этого момента является существование такой ситуации, при которой В.В. Путин имеет предельную свободу индивидуального решения о дальнейшем  властном строительстве.  Как в отношении персоналий, так и в отношении институтов.

Возьмем, например, ситуацию с партиями. У нас сегодня есть партия власти, но нет власти партий или партии.  Однако к такой власти мы обязательно придем.  Все идет к тому, что у нас складывается однопартийный режим. Однако это не предопределено, за Путиным сохраняется возможность способствовать сохранению на политическом поле «Справедливой России» с продолжением выстраивания из нее второй партии власти. Равно как этот проект может быть закрыт. Можно выращивать, или допустить возникновение и развитие фракционности в «Единой России», а можно этого не делать. Можно даже попытаться выстроить новую, собственно Путинскую политическую партию на базе «Движения за Путина».  А дальше, уже на базе этой партии выдвигаться в президенты в   2012 г., оставив «Единую Россию» либо погибать, либо превращаться в оппозицию его величества Президента РФ Путина В.В. И такой проект совершенно не обязательно должен оказаться провальным. Повторю, у Путина сегодня целый веер возможностей, причем таких, которые идут в генеральном русле развития властно-политической системы нашего общества.  

Или вопрос о планах сохранения Путиным  формальных позиций во власти. Может Путин стать премьер-министром при техническом  или слабом президенте?  Может. Для этого даже не придется менять конституцию. И опасения по поводу того, что любой новый президент очень быстро разберется с любой сильной фигурой, существующей на властном поле, не беспочвенны, но и не однозначно верны. Ведь если президент откажется проводить политику премьера Путина, тот способен за счет партийного контроля над Думой парализовать всю власть в стране. Кроме того, четыре года, так или иначе, истекут, и встанет вопрос о переизбрании. Что тогда делать восставшему преемнику? Путин, идя к власти, опирался на новую, создаваемую под него  партию.  Боюсь, это был последний такой случай возникновения правящей партии из ничего за несколько месяцев.

 Может Путин возглавить Думу и контролировать власть в государстве через органы Думы. Вполне. Ведь у него не просто большинство, а устойчивое конституционное большинство.

Может он возглавить партию «Единая Россия» и стать этаким партийно-государственным арбитром? Тоже может.  А  есть еще такие экзотические варианты, как вариант с каким-нибудь Советом безопасности.  Или Общественной палатой. Или  неумирающий проект сохранения власти через Союзное государство с Белоруссией. И так далее.

Стоит ли упражняться в моделировании абстрактных ситуаций? Это занятие для Путинских политологов и экспертов. Им гораздо легче проигрывать различные варианты, имея сформулированные  условия задачи. Во всем этом сегодня слишком велика доля субъективных, личностных решений, с одной стороны, и случайности, с другой.  Результат этой работы скоро станет нам известен.

Причем, следует отметить, что дальнейшие решения Путина не обязательно окажутся успешными, как для него самого, так и с точки зрения перспектив развития государственной власти. Нашему президенту сегодня действительно не позавидуешь. Слишком большая неопределенность, слишком много вариантов.  И слишком велика личная цена ошибки!

Открыто очень большое количество вероятностей. Раздолье для политика. Не имеет Путин только одной возможности – сохранить систему единоличной власти выборного правителя. А это значить, что не будет больше единоличной власти президента, не возникнет единоличной власти премьера. Не будет у нас и власти «национального лидера». А если что-нибудь подобное попытаются создать, то результатом окажется всего лишь еще одна властная должность с  частными полномочиями. Период единовластию на Руси заканчивается с этим президентством и этим президентом – В.В. Путиным.

 Как конкретно будет оформлена коллективная власть выборной элиты, мы скоро узнаем. Уже в следующем году сформируется тенденция, в рамках развития которой нам предстоит существовать последующие четыре года. Как это было в 1999 году, когда четко определилась тенденция централизации власти, подчинения региональных властей центральным. Как это случилось в 1990 году, когда стало ясно, что моноцентризм больше никого не устроит, а направление на разделение властей и полицентризацию государственного устройства не имеет альтернативы. Итак, 2008 год – решающий. Ждать осталось совсем не долго.

Что можно сказать об этом будущем в общих чертах? Поскольку влиятельные властные лица будут стремиться к институциализации своего положения, постольку следует ожидать частичного возвращения к атмосфере начала 90-х годов. Федеральное собрание вернет себе независимость от президентской администрации (администрация президента будет вынуждена договариваться с законодателями, точнее, с руководством законодателей, а не диктовать им ту или иную линию поведения), ослабеет прямой властный контроль над субъектами экономики, в том числе над государственными компаниями, установится большая открытость и гласность, может возвратиться известная независимость СМИ и т.д. Значимые политические фигуры, субъекты по-новому устроенной власти, займут руководящие места в федеральном собрании, в партии, возглавят важнейшие регионы, получат ведущие министерские посты  и т.п.

Фактически, будет все то же самое, что и сейчас, но с одним существенным отличием. Не всё и вся будет зависеть от президента, апеллировать к нему, опираться на его реальную или виртуальную поддержку. Это новый президент будет вынужден считаться со всеми основными представителями властной выборной элиты, тогда как сами эти представители буду опираться на поддержку собственных групп и искать источник своей силы в себе и стоящих за собой кланами.  Фактически, речь идет об установлении этакой олигархии, только не экономико-политической, а властно-политической, в полном соответствии с исходным значением данного понятия.

В связи с этим возможны и различные сценарии развития политических событий. Если новый президент попытается вновь получить полномочия Путина, он обречен на неуспех. В случае проявления им упорства возможна какая-нибудь отечественная цветная революция. Если сам В.В. Путин захочет вновь стать прежним, всевластным президентом, то ему, с одной стороны, придется преодолеть  очень сильное сопротивление представителей властной элиты,  и, с другой стороны, обнаружить, в случае победы, что он пришел в другую страну и в другую власть. Изменить которые ему больше не дано.

Итак, на политической повестке дня – вопрос о субъекте властной системы. Базовое конституирование властно-политической системы нашего государства, начатое в 1987 году, закончится к 2017 году, и решения 2008 года должны определить, в рамках каких институтов будет решаться судьба завершающегося периода властного строительства.

Если люди, находящиеся у власти, угадают доминирующую тенденцию и  пойдут вместе с ней, то будут заложены основания развития властно-политической ситуации до 2017 года и последующего функционирования системы власти на  следующие сорок лет. Если власть не угадает, то она даст оппозиции реальные основания для сплочения, противостояния и победы. Тогда нас ждут волнения и домашняя цветная революция.

Итак, ждем развития ситуации в 2008 году.

 

10 декабря 2007 г.

Я работаю над наполнением сайта. Опубликованные, но еще не перенесенные материалы можно увидеть на старом сайте sociology.vg-saveliev.ru