Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

О легитимности власти Путина и власти вообще

 

 У нас в понятие легитимности вкладывается какой-то странный, формальный смысл.

Легитимная - это законная. Законная - та, которая получена в результате честных выборов.

Честность выборов определяет оппозиция.

 

При этом у оппозиции глубоко эшелонированная оборона, он заявляет:

- что сегодняшняя власть получена на фальсифицированных выборах;

- что Путин изначально не имел легитимности, потому что был назначен;

- что честных выборов не было с 1996 год;

- что честная политика кончилась в 1993 году, во время обстрела Белого дома из танков;

- что нелегитимна вся властная линия с октября 1917 года.

 

Некоторые общественные круги могут дополнить:

- нелегитимна власть Временного правительства после отречения Николая;

- нелегитимна власть монархов со времен Екатерины II;

- нелегитимна власть династии Романовых, поскольку они не были Рюриковичами;

- нелегитимны Рюриковичи, потому что они не были славянами.

 

 

О легитимности можно спорить бесконечно и бесплодно.

Потому что сразу формируются неверные исходные условия.

Суть в том, что одна из противоборствующих политических сторон не может быть арбитром.

 

Политическая оппозиция не может судить, потому что она выражает партийный интерес и партийное мнение.

У нее есть цель - получение власти.

И средство получения власти - борьба с правящей группой.

Правящая группа с ее точки зрения плоха по определению.

Да, и в оппозиции, и в правящей группе могут быть честные люди. А могут не быть.

Особенно тогда, когда решающей является логика борьбы.

 

Есть еще организации гражданского общества.

Однако горькая правда заключается в том, что гражданские организации как арбитры в политической борьбе не годятся.

По той же самой причине. Организации гражданского общества всегда так или иначе аффилированы с определенными политическими силами.

Если не формально, то на идейном уровне.

 

Есть еще суды.

Но суды - это ветвь власти. И они тоже связаны, как минимум на уровне личной унии судей, с теми или иными политическими силами.

Суд может быть независимым. Если захочет.

А если захочет, может действовать в интересах той политической силы, с которой чувствует сродство.

 

Проблема в том, что ни один из социальных институтов не может находиться вне политического противоборства.

Либо на институциональном, либо на персональном уровне все люди и социальные организации всегда включены в текущую политическую борьбу.

 

Внешний арбитраж тоже невозможен, потому что у каждого государства всегда есть свои эгоистические интересы.

И довериться суду своекорыстного арбитра просто нельзя.

 

На самом деле проблема легитимности имеет не юридический, а политический характер.

В данном обществе легитимна власть той политической группы, которая смогла возглавить общество, занять властные учреждения и получить властные должности.

Другого критерия нет. Легитимна та власть, которая правит. Та правящая группа, которой подчиняются.

 

Все остальное - разговоры в пользу бедных на политическом поле.

Оппозиция может доказать свой тезис о нелегитимности власти только одним способом - взяв её в свои руки.

Легитимную власть дает политическая победа.

И других способов легитимизация история не знает.

 

Другое дело, что для каждого исторического периода существуют свои правила политической борьбы. И они меняются.

Сначала это заявление повздоривших русских князей "Бог рассудит!", за которым следовала маленькая междоусобная война. То есть политические разборки военными средствами.

Затем - подковерная борьба группировок за влияние на монархов, вплоть до убийства или смены последних.

Затем - выборы разной степени свободности.

 

Оппозиция предлагает новые правила политических отношений.

С её точки зрения, они должны быть более свободными.

Но при этом государство должно обеспечить политическим группам равные возможности. Несмотря на их совершенно разный вес и потенциал.

 

Это - новые правила для нашей политической системы.

Но это не вопрос легитимности, это вопрос переоформления принципов отношений политических групп.

А эти принципы всегда историчны.

И производны от политических успехов сторонников новизны.

 

Так что существующая власть легитимна.

А если кто-то считает, что это не так - пусть докажет это своей политической победой. И только так!

Хватить стенать, боритесь и побеждайте! 

 

1 февраля 2013

Я работаю над наполнением сайта. Опубликованные, но еще не перенесенные материалы можно увидеть на старом сайте sociology.vg-saveliev.ru