Партия "Справедливая Россия" и социал-демократия
«Справедливая Россия» считает себя партией социал-демократического толка. Это – ошибка, связанная с традиционным для России непониманием различия между социал-демократами (меньшевики, эсеры) и коммунистами (большевики, левые эсеры, современные коммунисты). Социал-демократы базируются на идеологии демократизма. Коммунисты – на идеологии этатизма (государственничества). И этого достаточно, так как между этими двумя идеологическими течениями пролегает пропасть. Хотя бы и в виде либеральной идеологии.
Коммунист, чтобы стать социал-демократом, должен принять индивидуализм и свободу в качестве фундаментальных характеристик организации общественной жизни. Понятно, что никакой коммунист не может быть индивидуалистом по определению. Равно как и социал-демократия никогда не согласится с приматом государства, диктатурой как способом организации общественной и политической жизни, не примет деиндивидуализацию общества.
Собственно, общность социал-демократизма и коммунизма как идеологий в том, что они признают классовую структуризацию общества. Выводы же делают совершенно различные.
Еще один критерий – отношение к национализму. Этатизм соприкасается одним своим крылом с либералами, а другим – с националистами. Отсюда возможны два уклона, соответственно либерал-этатизм и национал-этатизм. Оба этих уклона можно легко увидеть в среде современных российских коммунистов.
Для демократизма, социал-демократизма в том числе, идеи национализма неприемлемы. Базовой ценностью демократизма является социальное многообразие, создание условий для сосуществования самых разных общественных групп, без предоставления какой-либо из них постоянных и закрепленных преимуществ. В том числе для групп национальных. Там, где есть какие бы то ни было черты национализма, подлинный демократизм невозможен. Равно как невозможен и конкурент-союзник демократизма - либерализм.
Этатизм не обязательно должен быть основан на классовом подходе. Коммунизм – лишь одна из разновидностей этатизма. Современную российскую разновидность неклассового этатизма мы видим в партии «Справедливая Россия». С ее патернализмом, народностью, переходящей в национализм, патриотизмом и государственничеством. С ее желанием и стремлением укреплять и возвышать государственную власть. С ее верой в то, что эта власть способна решить все социальные проблемы. Где тут индивидуализм? Где народное самоуправление и общественная самоорганизация? Где демократия?
Однако современный российский человек не имеет настоящего представления о демократизме. Для него демократия – это забота о народе. Тогда как в действительности демократия – это самоорганизация народа, позволяющая ему заботиться о себе самостоятельно, в том числе и оказывая давление на власть.
Каковы перспективы такой партии в современных условиях?
«Единая Россия», какой бы партией власти и государственнического реванша она ни была, основывается все-таки на либеральной идее. Пусть эта идея и искажается сегодня вариациями на тему сильного государства и всемогущей власти. Это - реакция на социальную реальность, на специфику момента, на особенности текущего периода. Свидетельство того, что социальное развитие не может перепрыгивать через много ступенек сразу.
Государственники оправдывают восстановление сильной и всепроникающей власти в том числе заботой о народе. «Справедливая России» возникла на этатистской волне, эксплуатируя именно этот аспект государственничества. И она могла бы вытеснить и заменить коммунистов как адептов классового общества, если бы не одно «но». Генеральная линия развития России – к либерализму и подлинному демократизму. Все развитые западные общества опираются на попеременно сменяющие друг друга у власти партии либерального и демократического толка. Этатисты и националисты там – всего лишь маргиналы.
Сегодняшний этатистский крен России представляет собой лишь эпизод ее развития. И современная этатистская партия России не нужна. На этом фланге нам достаточно будет традиционных коммунистов. Впереди, в качестве перспективы партийного развития – формирование адекватного демократического движения.
Однако деятели «Справедливой России» слишком уж далеки от настоящего демократизма. Нельзя, конечно, исключить, что с уточнением представления о настоящем демократизме будет происходить эволюция данной партии в заявленную сторону. Такой процесс многотруден, и, кроме прочего, требует перехода партии в оппозицию не только к той же «Единой России», но и к самому В.В. Путину. Наш президент – консервативный либерал, или этат-либерал. Он может понять и свободу, и патерналистскую заботу и ответственность. Однако вряд ли он способен понять и принять общественную самоорганизацию, которая, как ни крути, всегда направлена прежде всего против властей, на их ограничение, на обеспечение контроля за их действиями, на создание параллельных центров власти, хотя бы и частного значения. Но до тех пор, пока «Справедливая Россия» будет активно сотрудничать с этат-либеральной властью, на ее эволюции в сторону настоящего демократизма можно поставить крест.
31 октября 2007 г.
- > 2015
-
>
2013
- > "Мы", "они" и психология административного барьера
- > О "Марше против подлецов", бессилие и перспективах протестного движения
- > Смерть Деда Хасана, организованная преступность и социальное лицемерие
- > На вопрос Путина "Где посадки?" СК нашел правильный ответ. За всех ответит Навальный
- > О легитимности власти Путина и власти вообще
- > Коррупция и способы её преодоления. Что может Навальный?
- > Что не так с Российским государством?
- > О циклах Российской истории, или почему сегодня не 1937 год
- > Когда и как либеральные демократы появятся во власти?
- > Идеи и идеологии наших партий и политиков
- > День рождения Михаила Сергеевича Горбачева Освободителя!
- > Частная собственность, экономическая эффективность и власть
- > "Урвать кусок пожирнее", или миф об угрозе России с Запада
- > "Не дискуссия" с Хазиным. Вот и поговорили...
- > Мне кажется, россияне просто ненавидят тех, кто заставляет их работать. А вам?
- > Вот и не стало Березовского - Троцкого современной России
- > Конфликт Березовского и Путина с точки зрения психотипологии
- > Либерально-демократическая оппозиция - свалка политических отходов?
- > "Какую карьеру делают Навальному!" Так думают некоторые…
- > Загадки русской души и лозунг "две машины на семью" как вариант свежей национальной идеи
- > Левада-центр и отставной рулевой В. Сурков сообщают любопытное. Что-то затевается?
- > "Гражданин Сурков, с вещами на выход", - подумал Путин. "Теряем людей" - подумал Медведев
- > Почему День Победы 9 мая - народный праздник
- > Биология, требования группы или культура - что определяет наши потребности?
- > 2012
-
>
2011
- > Тунис, Египет, Ливия: волнения, восстания, перевороты или революции?
- > О книге Марка Солонинина «22 июня: Анатомия катастрофы» и причинах поражений РККА в 1941-1942 гг.
- > Приоритетные направления развития науки: программа исследований в области противодействия терроризму
- > Михаила Полторанин о СССР в своей книге "Власть в тротиловом эквиваленте. Наследие царя Бориса"
- > Почему руководителей августовского путча 1991 г. можно пожалеть, но делать этого не стоит
- > Национальность и национализм
- > О Сталине и сталинизме
- > Почему СССР не проиграл в «холодной войне»
- > Почему Россия не может считаться демократической страной
- > В.В. Путин, Евразийский союз, внешняя политика и прогноз переориентации России на внутреннее развитие
- > Навальный, РосПил и "Русский марш": какой у нас выбор?
- > Эх, Яблочко, куда ты…
- > «Единая Россия» и В.В. Путин: новый этап развития властно-политической системы России
- > Как же все-таки относится к объединенной демократической партии «Яблоко»?
- > Выборы 2011 года в Государственную Думу: партии на политическом поле. Как все-таки голосовать?
- > Политическое пространство России: почему нельзя голосовать по методу Навального?
- > Почему партия объединенных демократов «Яблоко» снова не прошла в Государственную Думу? И что с этим делать?
- > Митинги в Москве: протест молодых горожан как вызов правому флангу российских политиков
- > Нужно ли бояться политической деятельности А. Навального
- > 2010
- > 2009
- > 2008
- > 2007
- > 2006
- > 2005
- > 2004