Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Новое слово в политологии - муниципальный авторитаризм

 

Если власть в государстве имеет централизованный характер, то есть региональные власти не принимают самостоятельных властно-политических решений, а фактически транслируют и реализуют решения федерального центра, трудно ожидать расцвета муниципального самоуправления.

Выбор в пользу централизованной власти над территориями уже сделан, он окончателен и пересмотру в ближайшие десятилетия не подлежит. 
Всем это нравится или не всем - не важно. 
Бороться за децентрализм надо было в рамках предыдущего политического цикла.

Сегодняшняя линия властно-политического развития - переход от единоличной власти выборного правителя к власти выборной элиты, в качестве средства решения проблемы властно-политической субъектности.

Власть выборного правителя - это когда реальные властно-политические полномочия имеет один человек, будь-то генеральный секретарь КПСС, или президент государства, или премьер. 

Он, в свою очередь, наделяет этой властью своих представителей на местах, секретарей обкомов или губернаторов, не важно. Те, соответственно, дают власть своему ставленнику на муниципальном уровне. 
Все эти люди, местные, региональные или муниципальные руководители, отвечают не перед народом в целом или местными населенческими группами, а перед главным и единственным субъектом власти - генсеком или президентом. 
А уже тот, в свою очередь, так или иначе легитимизирован в глазах всей нации при помощи определенных выборных процедур.

Сейчас ситуация меняется. В эту систему наделения властью (и лишения её) вводятся региональные и местные собрания, что позволяет поменять властную субъектность. 
На место воли и ответственности одного приходит воля и ответственность многих. 
Можно сколько угодно говорить об авторитаризме, но, как представляется, ситуация, при которой наделение властными полномочиями происходит не по воле одного лица, а по воле множества лиц, представляющих собой выборную элиту данной территории, в рамках определенных процедур, выглядит демократичнее?

Что же касается оттеснения народа, то неструктурированный народ более склонен ориентироваться на единоличного лидера, чем на коллегию.
И приобретать себе диктатора в качестве так или иначе выбранного национального лидера. 
Демократия - это не столько народное голосование, сколько множество политических и неполитических объединений граждан, позволяющих человеку вырабатывать и отстаивать свою позицию по самому разному спектру вопросов, на самых разных уровнях государства. 
Когда в народе возникнет множество таких организаций, тогда можно ожидать сдвига от властно-административного произвола на местах к самоорганизации и реальной политической демократии. 
Но это процесс долгий.

Что же касается подразделения власти на муниципальную и государственную, то это, конечно, всего лишь рациональная конструкция. 
Власть есть власть, она разделяема, но неделима. Обзывать ее можно как угодно, суть от этого не меняется. 
Возможность выделения какой-то специальной муниципальной власти возникает со временем, в следствие длительной демократизации и властно-политической дифференциации, не нарушающей общий порядок функционирования системы, а не внедряется искусственно. 
Есть властно-политическая система, и она должна функционировать как единое целое. 
Как только муниципальная власть поднимается на уровень общеполитических и общегосударственных вопросов, она перестает быть частным делом данного муниципалитета.

Долой жупел авторитаризма! 
Когда же мы научимся смотреть на вещи здраво и непредвзято?!
Кроме всего прочего, нельзя что-то реформировать с пользой для всех, не понимая и не пытаясь понять, как оно устроено!

6 июня 2009 года

Я работаю над наполнением сайта. Опубликованные, но еще не перенесенные материалы можно увидеть на старом сайте sociology.vg-saveliev.ru