Биология, требования группы или культура - что определяет наши потребности?
Разговариваем, разговариваем. И вдруг обнаруживается путаница.
Между тем все довольно просто.
В человеке есть биологическое начало. Есть культурное. А есть социальное.
К несчастью, не всегда легко разобрать, где что.
Биологическое начало нам наиболее понятно.
Пить, есть, спать, заниматься сексом, рожать детей - это все биология.
Есть и другие, менее очевидные, но все же биологические потребности.
Глаза хотят смены зрительных ощущений.
Руки - манипулировать предметами.
Уши - слышать и слушать.
Тело требует движений и действия.
Мозг хочет обрабатывать впечатления и думать. Правда, не у всех. Но у очень и очень многих.
Независимо от того, признаем ли мы наше происхождение от обезъяноподобного предка, или считаем, что нас создал бог, биологическое в человеке нами признается.
Некоторые считают, что биологическое, или животное, начало - это плохо.
Некоторые исходят из противоположной идеи: "Что естественно, то не безобразно".
В общем, тут есть о чем поспорить.
Особенно, если вдруг появляется предположение, что некоторые наши высшие достижения, например, в искусстве, обусловлены не столько тягой человека к чистому творчеству, сколько желанием красиво выглядеть в глазах лиц противоположного пола.
Самец птицы-шалашника строит тщательно украшенный домик, в котором потом никто не живет.
Самец человека пишет картину, которую затем выставляют в музее. Или хранят в запасниках. Нельзя сказать, что это самая необходимая в хозяйстве вещь. Но женщинам нравится.
Наука "этология" преподносит много сюрпризов.
Конечно, не все в человеке - биология.
Есть, например, не только природный, есть еще социальный мир.
Человек - существо коллективное. Он общается. Он образует группы, для деятельности и для жизни.
Со своей структурой, иерархией. С обязательными правилами для членов сообщества.
Это - социум, мир общения, социальных отношения.
Если есть мир и зависимость от этого мира, обязательно возникают соответствующие потребности.
Человек хочет соответствовать ожиданиям группы.
Кроме того, человек хочет, чтобы против него не применялись санкции. А это часто случается в разных группах по самым разным поводам.
Не так сел - санкция. Пропустил мероприятие - наказание. Убил зверя - поощрение или наказание, смотря какого, где, когда, то есть в какую эпоху. Не родил ребенка - осуждение. И т.д.
Всех вариантов не перечислишь.
Социум, социальный мир - это внешнее принуждение и потребности, связанные с тем, чтобы к этому принуждению приспособиться.
Потребность в социальном статусе. В социальном месте. Потребность в адекватной социальной роли. И т.д.
Однако есть еще внутреннее принуждение, которое живет в каждом человеке. И это принуждение - культура.
Культура - это представления, убеждения, ценности, поведенческие стереотипы.
Культура не предполагает внешних санкций. Культурный человек наказывает себя сам.
У него болит душа. Или говорит совесть.
Довольно часто культурные установки вступают в противоречие и с биологическими потребностями, и с требованиями социума.
Но это противоречие в рамках глобальной зависимости.
Культура связана с биологией человека, потому что по происхождению культура - это разные варианты реализации биологических потребностей.
Культура связана с социальным миром, потому что в большинстве случаев культурные традиции однажды были приняты социумом в качестве обязательных или желательных.
Затем социальные нормы изменились, но осталась память. Довольно часто - остались группы, которые придерживаются старых социальных норм.
Культура - это опыт человечества, в том числе социальный.
Иногда различить, где культура, а где социальное требование, бывает довольно сложно.
Потому что социумы, макросоциум (государство) или малые социальные группы (семья, трудовой коллектив, компания), часто требуют от человека определенной поведенческой культуры.
И наказывает за отказ выполнять эти требования.
Социум всегда берет на себя роль проводника определенной культурной традиции.
Но, так или иначе, это три разных, автономных мира.
Мир природы, социальный мир и мир культуры.
А человек довольно сложен в своих мотивах и поведенческих актах.
Но разобраться можно во всем.
Особенно если у вас сильно развита биологическая потребность в мыслительной деятельности.
23 января 2013
- > 2015
-
>
2013
- > "Мы", "они" и психология административного барьера
- > О "Марше против подлецов", бессилие и перспективах протестного движения
- > Смерть Деда Хасана, организованная преступность и социальное лицемерие
- > На вопрос Путина "Где посадки?" СК нашел правильный ответ. За всех ответит Навальный
- > О легитимности власти Путина и власти вообще
- > Коррупция и способы её преодоления. Что может Навальный?
- > Что не так с Российским государством?
- > О циклах Российской истории, или почему сегодня не 1937 год
- > Когда и как либеральные демократы появятся во власти?
- > Идеи и идеологии наших партий и политиков
- > День рождения Михаила Сергеевича Горбачева Освободителя!
- > Частная собственность, экономическая эффективность и власть
- > "Урвать кусок пожирнее", или миф об угрозе России с Запада
- > "Не дискуссия" с Хазиным. Вот и поговорили...
- > Мне кажется, россияне просто ненавидят тех, кто заставляет их работать. А вам?
- > Вот и не стало Березовского - Троцкого современной России
- > Конфликт Березовского и Путина с точки зрения психотипологии
- > Либерально-демократическая оппозиция - свалка политических отходов?
- > "Какую карьеру делают Навальному!" Так думают некоторые…
- > Загадки русской души и лозунг "две машины на семью" как вариант свежей национальной идеи
- > Левада-центр и отставной рулевой В. Сурков сообщают любопытное. Что-то затевается?
- > "Гражданин Сурков, с вещами на выход", - подумал Путин. "Теряем людей" - подумал Медведев
- > Почему День Победы 9 мая - народный праздник
- > Биология, требования группы или культура - что определяет наши потребности?
- > 2012
-
>
2011
- > Тунис, Египет, Ливия: волнения, восстания, перевороты или революции?
- > О книге Марка Солонинина «22 июня: Анатомия катастрофы» и причинах поражений РККА в 1941-1942 гг.
- > Приоритетные направления развития науки: программа исследований в области противодействия терроризму
- > Михаила Полторанин о СССР в своей книге "Власть в тротиловом эквиваленте. Наследие царя Бориса"
- > Почему руководителей августовского путча 1991 г. можно пожалеть, но делать этого не стоит
- > Национальность и национализм
- > О Сталине и сталинизме
- > Почему СССР не проиграл в «холодной войне»
- > Почему Россия не может считаться демократической страной
- > В.В. Путин, Евразийский союз, внешняя политика и прогноз переориентации России на внутреннее развитие
- > Навальный, РосПил и "Русский марш": какой у нас выбор?
- > Эх, Яблочко, куда ты…
- > «Единая Россия» и В.В. Путин: новый этап развития властно-политической системы России
- > Как же все-таки относится к объединенной демократической партии «Яблоко»?
- > Выборы 2011 года в Государственную Думу: партии на политическом поле. Как все-таки голосовать?
- > Политическое пространство России: почему нельзя голосовать по методу Навального?
- > Почему партия объединенных демократов «Яблоко» снова не прошла в Государственную Думу? И что с этим делать?
- > Митинги в Москве: протест молодых горожан как вызов правому флангу российских политиков
- > Нужно ли бояться политической деятельности А. Навального
- > 2010
- > 2009
- > 2008
- > 2007
- > 2006
- > 2005
- > 2004