"Мы", "они" и психология административного барьера
Я в юности как-то работал грузчиком. В магазине "Продукты".
Было это в начале 80-х годов, некоторые могут помнить эти магазины.
Молоко, кефир, простокваша продавались в стеклянных бутылках. И практически никогда не достаивали до конца дня.
Поэтому очень часто их даже не ставили в лотки-холодильники. Бутылки оставались в проволочных ящиках, которые стояли один на другом, столбиком. Столбик ящиков с кефиром, столбик - с молоком. Пустые лотки и перед ними - ящики, пустые и начатые.
Это было не очень эстетично, но никого не удивляло.
Людям в продуктовом магазине было не до красоты - они пришли за едой.
А купить нужную получалось не всегда.
На фоне таких переживаний мысли об эстетике и удобстве просто не приходили в голову.
Машина с "молочкой" приходила около 18.00.
Её нужно было как можно скорее разгрузить, то есть спустить на пол ящики с бутылками из бортового грузовика и утащить их все теми же столбиками, по 3-4-5 ящиков, в холодный склад.
Ящики цеплялись специальным крюком с длиной ручкой.
Полы были каменные, гладкие, ровные, то есть без барьеров. Поэтому тащить ящики было не очень тяжело. Но прилагать усилия все-таки приходилось. К тому же, нужно было следить за пирамидой.
Идешь спиной, тащишь, пирамида качается, ты напряжен, сосредоточен. После разгрузки машины ты за этим делом даже отдыхаешь.
Но настроение не самое веселое и бодрое. Усталость, темп.
Тебя подгоняет товаровед. Потому что народ идет с работы, а в зале пусто.
Люди собираются толпой.
Хотя нет, это была не толпа. Это была очередь.
Все давно научились самоорганизовываться.
Холодильники для молочки обычно были рядом с дверями в подсобное помещение.
Двери эти почти никогда не закрывались, насколько я помню.
Но в то же время из покупателей туда никто никогда не лез.
Не знаю, почему. Но действительно, даже не пытались туда заглянуть или зайти. Словно был какой-то невидимый силовой барьер.
Там они, здесь - мы.
Там - недовольная алчущая толпа. Здесь - мы, распределители благ.
Люди, выносящие еду! Жрецы кефира и колбасы!
Я о чем хочу рассказать. Не о ремесле грузчика или работника продмага.
Я просто часто вспоминаю это разделение, на "мы" и "они".
Чувство к "ним" было недобрым.
Толпа была покорна, но в то же время требовательная и нетерпелива.
Толпа была неприятной, угрюмой и жадной.
Представьте себе, я только что разгрузил машину.
То есть переставил, снял с кузова и перетаскал ящиков 100 с этими тяжеленными бутылками. В каждом ящике было штук по тридцать поллитровок.
Я юн. Я, строго говоря, едва держусь на ногах, особенно первое время.
И вот я вытаскиваю пирамиду из ящиков в зал. Иду спиной, если вы помните технологию процесс. Дорогу мне преграждает очередь.
Вы думаете, мне легко сквозь нее пройти? Все доброжелательно расступаются?
Я ведь везу бутылки для них, не для себя. Это моя работа, но эти люди сейчас во мне, в моих действиях кровно заинтересованы.
К тому же они стоят уже долго, по двадцать-тридцать минут. Ждут, и им это сильно надоело.
Нет, сквозь них приходится пробиваться.
Мне приходится орать и даже толкаться, чтобы очередь расступилась и пропустила меня в зал, по которому я могу подтащить свои ящики к холодильникам.
Голова очереди встречает меня просто.
Она распадается, люди меня окружают и начинают выхватывать бутылки из верхнего ящика. Сразу, еще на ходу.
Те, кто в середине очереди, бутылки не хватали. А эти уже считают себя вправе.
Одновременно все беспокойно требуют ответов: Это кефир или молоко? А кефир привезли? А 6% молоко будет? А простокваша? А литровые бутылки где.
Каждый раз я боюсь, что мою пирамиду сейчас уронят, а меня затопчут.
Бросив ящики, я выбираюсь из образовавшейся толпы.
К тому моменту, как я притаскиваю новую пирамиду, поле боя перед холодильником усеяно пустой или полупустой тарой.
Одна бутылка непременно разбита, с нескольких сорваны крышки из фольги.
Протащить новую пирамиду невозможно. Я бросаю ее и иду за следующей.
Мысли у меня, как вы понимаете, не очень дружелюбные и уважительные. Если не сказать большего.
При этом я никогда не чувствовал себя каким-то несчастным чернорабочим.
И ни разу не думал о том, насколько непрестижна и унизительна моя работаю.
Ни разу.
Может быть, потому что я все-таки был юн. И прекрасно понимал, что это в моей жизни - эпизод.
Может быть, потому что это был простой магазин в СССР. И люди там были обычные, такие же, как я. Свои.
Но зато я очень хорошо помню другие чувства.
Мы и они. Порядок и хаос. Администрация и толпа зависимых сограждан.
Фактически элита и народ.
Этот феномен известен. Наверное, все слышали-читали-смотрели кино про эксперимент, когда обычных людей собрали и разделили по ролям.
Одни должны были играть тюремщиков, другие - заключенных.
Кончилось все плохо, кто-то из игрушечных заключенных даже пострадал.
В фильме все вообще кончилось кровавым побоищем, если я помню.
У людей по разные стороны барьера разная психология.
Самые разные люди, попадая в администраторы, забывают мотивы и интересы администрируемых.
Перестают этих людей понимать, им сочувствовать.
Начинают испытывать раздражение в отношении неорганизованного "стада" и его запросов.
В то же время люди по другую сторону барьера никогда не думают о том, как и что приходится делать тем, кто оказался со стороны администраторов.
Они не понимают, как хрупок мир и порядок среди людей.
Я, собственно, к чему.
Мораль проста и очень неприятна.
Мерзавцев и злодеев среди администраторов, по то сторону барьера, приблизительно столько же, сколько анархистов и эгоистов по эту.
Но их видно. Одни, и с той, и с другой стороны, создают конфликты, другие с удовольствием в них втягиваются. Достается всем.
Однако основанная масса администраторов не хочет зла своим подопечным.
Она просто хочет порядка и соблюдения правил.
Максимум чувств, которые вызывают у нее люди толпы - это легкое презрение.
В большинстве случаев справедливое, между прочим. Потому что человек толпы обычно неорганизован, требователен и неприятен.
Меньше всего его интересует порядок. А о последствиях он вообще не думает.
Об этом никогда нельзя забывать, если ты думаешь о социальных процессах.
12 января 2013 года
- > 2015
-
>
2013
- > "Мы", "они" и психология административного барьера
- > О "Марше против подлецов", бессилие и перспективах протестного движения
- > Смерть Деда Хасана, организованная преступность и социальное лицемерие
- > На вопрос Путина "Где посадки?" СК нашел правильный ответ. За всех ответит Навальный
- > О легитимности власти Путина и власти вообще
- > Коррупция и способы её преодоления. Что может Навальный?
- > Что не так с Российским государством?
- > О циклах Российской истории, или почему сегодня не 1937 год
- > Когда и как либеральные демократы появятся во власти?
- > Идеи и идеологии наших партий и политиков
- > День рождения Михаила Сергеевича Горбачева Освободителя!
- > Частная собственность, экономическая эффективность и власть
- > "Урвать кусок пожирнее", или миф об угрозе России с Запада
- > "Не дискуссия" с Хазиным. Вот и поговорили...
- > Мне кажется, россияне просто ненавидят тех, кто заставляет их работать. А вам?
- > Вот и не стало Березовского - Троцкого современной России
- > Конфликт Березовского и Путина с точки зрения психотипологии
- > Либерально-демократическая оппозиция - свалка политических отходов?
- > "Какую карьеру делают Навальному!" Так думают некоторые…
- > Загадки русской души и лозунг "две машины на семью" как вариант свежей национальной идеи
- > Левада-центр и отставной рулевой В. Сурков сообщают любопытное. Что-то затевается?
- > "Гражданин Сурков, с вещами на выход", - подумал Путин. "Теряем людей" - подумал Медведев
- > Почему День Победы 9 мая - народный праздник
- > Биология, требования группы или культура - что определяет наши потребности?
- > 2012
-
>
2011
- > Тунис, Египет, Ливия: волнения, восстания, перевороты или революции?
- > О книге Марка Солонинина «22 июня: Анатомия катастрофы» и причинах поражений РККА в 1941-1942 гг.
- > Приоритетные направления развития науки: программа исследований в области противодействия терроризму
- > Михаила Полторанин о СССР в своей книге "Власть в тротиловом эквиваленте. Наследие царя Бориса"
- > Почему руководителей августовского путча 1991 г. можно пожалеть, но делать этого не стоит
- > Национальность и национализм
- > О Сталине и сталинизме
- > Почему СССР не проиграл в «холодной войне»
- > Почему Россия не может считаться демократической страной
- > В.В. Путин, Евразийский союз, внешняя политика и прогноз переориентации России на внутреннее развитие
- > Навальный, РосПил и "Русский марш": какой у нас выбор?
- > Эх, Яблочко, куда ты…
- > «Единая Россия» и В.В. Путин: новый этап развития властно-политической системы России
- > Как же все-таки относится к объединенной демократической партии «Яблоко»?
- > Выборы 2011 года в Государственную Думу: партии на политическом поле. Как все-таки голосовать?
- > Политическое пространство России: почему нельзя голосовать по методу Навального?
- > Почему партия объединенных демократов «Яблоко» снова не прошла в Государственную Думу? И что с этим делать?
- > Митинги в Москве: протест молодых горожан как вызов правому флангу российских политиков
- > Нужно ли бояться политической деятельности А. Навального
- > 2010
- > 2009
- > 2008
- > 2007
- > 2006
- > 2005
- > 2004