Теория цикличного социально-поколенческого адаптационно-деятельностного социума, тезисы
Часть I. Адаптационно-деятельностный социум
1. В основе социума как системы лежит деятельность людей по приспособлению к окружающей среде, или адаптационная деятельность. Социум – прежде всего система деятельности (адаптационно-деятельностная система), человек, - как элемент социума, – деятель, несущий адаптационную функцию.
2. Не все виды человеческой деятельности являются адаптационными в прямом смысле. Под адаптационной деятельностью в данной теории подразумевается только та деятельность, которая непосредственно направлена на:
- получение из внешней среды вещества и энергии (в виде объектов потребления или ресурсов для их изготовления);
- защиту от вредных воздействий среды.
3. В качестве внешней среды, от которой зависит социум, и для приспособления к которой он существует, могут выступать либо природный, либо социальный миры.
Адаптация к природной среде достигается при помощи хозяйственной деятельности, которая направлена на получение из природной среды продуктов питания и средств защиты от ее неблагоприятных воздействий, как физико-химического, так и биологического свойства, а также включает в себя действия по защите от этих неблагоприятных воздействий. Хозяйствование может быть названо природной адаптационной деятельностью.
Социальный мир представляет собой некое множество хозяйственно адаптированных к природной среде обществ, конкурирующих друг с другом за территорию и природные ресурсы. Приспособление к нему достигается при помощи двух видов социальной адаптационной деятельности – войны и торговли. И война, и торговля обеспечивают получение одним социумом ресурсов и (или) результатов деятельности других социумов.
Таким образом, адаптационная деятельность разделяется на два типа (природный и социальный) и три вида (хозяйствование, военная деятельность, торговля).
4. Поскольку видов адаптационной деятельности несколько, постольку в данный период времени в данном социуме только один из них является доминирующим. Доминирующая адаптационная деятельность имеет решающее значение для системной организации социума. Все отношения в социуме зависят от отношений, складывающихся в процессе организации и осуществления доминирующей деятельности.
5. На сегодняшний день известны две стадии развития социума, стадия общины и стадия общества-государства (в дальнейшем – государства).
В основе общины лежит хозяйственная деятельность, эта социальная форма обеспечивает приспособлению к природной среде. Община представляет собой простую адаптационно-деятельностную систему с недифференцированными или слабо дифференцированными внутрисоциальными отношениями.
В основе государства лежит либо торговая, либо военная деятельность. Государство обеспечивает адаптацию к социальной среде. Оно возникает на базе общин, достигших хозяйственной адаптации. В дальнейшем хозяйственная деятельность и ее организационные формы трансформируются и перестраиваются в зависимости от того, какую доминирующую деятельность, военную или торговую, они должны обеспечивать. Государство – сложная адаптационно-деятельностная система с дифференцированными внутрисоциальными отношениями, локализованными в автономных социальных подсистемах.
6. Подчинение хозяйствования социальным видам деятельности приводит к тому, что меняется базовая детерминация хозяйственной деятельности. И если ориентация хозяйственной деятельности на обслуживание военной деятельности вызывает застой в ее развитии, то подчинение торговле – прогресс, совершенствование хозяйственных техник и технологий, появление новых предметов индивидуального потребления.
Реализация внутриторговой деятельности как самостоятельной доминирующей деятельности, на базе которой может существовать вся социальная система, впервые произошедшая, видимо, во второй половине XVII века в Голландии, а затем повторенная и закрепленная в конце XVIII века в Великобритании, открыла новую эру хозяйственного и научно-технического прогресса, определяющего с тех пор развитиевсех государств мира, вынужденных ориентироваться на передовые достижения хозяйственной деятельности даже тогда, когда эти достижения не органичны их внутреннему устройству, связанному с ориентацией на иные виды доминирующей социальной деятельности.
7. Социум существует как система взаимодействующих организаций и институтов. Это не организация людей собственно. Люди являются первичным началом и движущей силой, они создают и приводят в движение организации и институты, и, только посредством этого, социальную систему в целом. Поскольку организации и институты создаются людьми как средства и условие коллективной деятельности, постольку они формируются на базе свойственного им деятельностного целевого подхода.
8. Люди, планируя, организуя и осуществляя свою индивидуальную деятельность, действуют в рамках ответа на три вопроса:
1). Что? - определение цели деятельности. Объектно-предметная сторона деятельности.
2). Как? - определение средств деятельности. Инструментальная сторона деятельности.
3). Кто? - определение полноценного деятеля, то есть того, который обеспечивает достижение цели определенными средствами. Субъектная сторона деятельности.
Это – целевая деятельностная триада, согласно которой, явно или неявно, осмысливается и осуществляется любая человеческая деятельность. Именно такой поход человек вносит в организацию социальной жизни.
9. В социуме деятельная триада реализуется в переосмысленном виде.
1). Целью социума является осуществление доминирующей адаптационной деятельности.
2). Средства социума – средства поддержания долговременной стабильности социума, на базе которого существует деятельный коллектив, или средства социальной интеграции. Интеграция достигается на базе идеологий, которые обосновывают известный социальный порядок и обеспечивают принятие некоторой схемы общественных отношений членами сообщества на индивидуальном уровне.
3). Субъект общества – власть, которая руководит деятельными и социальными отношениями в обществе посредством административных и юридических механизмов, то есть обеспечивает осуществление адаптационной деятельности на базе достигнутого идеологического консенсуса, поддерживая сложившийся и принятый большинством порядок, в том числе силой.
10. Каждый член деятельной триады представляет собой отдельный организационный уровень социума, в рамках которого люди, формирующие деятельную систему, создают необходимые учреждения и институты, призванные обеспечить функционирование социума как единой системы человеческого взаимодействия.
11. Община как простая деятельная система в плане такого подхода имеет следующие организационные уровни:
1). Уровень организации ведущей адаптационной деятельности – хозяйствования.
2). Уровень организации религиозной деятельность как средства поддержания стабильности общины путем ее идейно-культовой интеграции на базе создаваемого и поддерживаемого таким образом единства мировоззрения отдельных членов общины.
3). Уровень организации власти: определение властных полномочий, способов наделения властными полномочиями тех или иных членов общины, закрепление способов выяснения властных отношений.
Недостаточная дифференциация социальных отношений в общине приводит к тому, что общинные организации и институты полифункциональны и имеют смешанные функции.
12. Государство как сложная деятельная система также может быть охарактеризовано подобным образом. Тогда:
1). На уровне организации адаптационной деятельности решается вопрос о доминировании одного из двух видов социальной адаптационной деятельности, формируются организации и институты, обеспечивающие осуществление данной деятельности. То есть задается цель государства.
2). На уровне социально-идеологической организации определяется идеологическая основа государственной жизни, которая обеспечивается ориентация членов социума на общую цель в условиях общественного разделения труда (конкретный доминирующий вид деятельности, планируемые результаты деятельности, порядок отношений членов общества в связи с их отношением к различным видам деятельности). Формируются организации и институты, которые обеспечивают социально-идеологическую конституцию государства. То есть выясняются средства государства.
3). На уровень организации государственной власти создаются организации и институты для обеспечения функционирования всей сложной адаптационно-деятельностной системы при доминировании ведущего вида социальной адаптационной деятельности на базе идеологически обоснованной конституции общественных отношений, закрепленной индивидуально и социально (властно-юридически), утверждается определенный порядок распределения властных полномочий в социуме. Определяется субъект государства.
13. Подобная характеристика государства как сложной адаптационно-деятельностной системы ограничена, так как имеет слишком общий характер. Каждый из уровней организации в государстве представляет собой автономную подсистему, имеющую такое же трехуровневое строение, как и макросистема в целом. Организации и институты подсистемы целесообразно связаны в ее собственных рамках.
14. Для того чтобы описание подсистем социума на основе схемы целевой деятельностной триады было конкретным, необходимо обратить внимание еще на одно свойство человека как устанавливающего начала социальной системы, ее учреждений и институтов. Речь идет об антитетичности человеческого мировосприятия, о склонности людей рассуждать и действовать, оперируя противоположностями,бинарными оппозициями.
На любой вопрос социальной организации люди дадут в конечном итоге два противоположных ответа, которыми будет исчерпываться возможные варианты, и которые дадут возможность взгляду на предмет развиваться впоследствии. Это позволит им, кроме прочего, разделиться на социально-идеологические лагери (не путать с экономическими классами). Борьба таких лагерей определяет содержательную динамикусоциального развития.
15. Адаптационно-деятельностная подсистема представляет собой систему организаций (деятельностных единиц разной сложности) и институтов, обеспечивающих функционирование доминирующей социальной деятельности и подчинение ей всех других видов деятельности, выстраивание всех видов деятельности в единую систему деятельности. Ее организационно-функциональные уровни выглядят следующим образом:
1). Уровень цели деятельностной подсистемы, здесь из возможных видов социальной адаптационной деятельности выделяется доминирующая.
Выше говорилось о двух общих видов социальной адаптационной деятельности – войне и торговле. Существенной характеристикой, которую необходимо учитывать дополнительно, является направленность деятельности. Она может быть направлена как вовне, так и внутрь данного социума. Тогда военная деятельность разделится на два подвида: внешнюю военную экспансию (в дальнейшем – военную экспансию) ивоенную защиту (относительно других социумов; если иметь в виду данный социум, этот подвид может быть назван также внутренней экспансией). Торговая деятельность разделяется на внешнеторговую экспансиюи внутреннюю торговлю.
2). Уровень средств деятельностной подсистемы. На этом уровне определяется способ подчинения ведущей социальной деятельности других значимых видов деятельности, осуществляющихся в данном социуме,особенно хозяйственной.
Варианты находятся в плоскости реализации двух основных принципов взаимозависимости доминирующей и подчиненных видов деятельности: либо основная деятельность получает другие виды деятельности под свое полное управление (назовем это управлением деятельностными единицами); либо основная деятельность получает контроль над основными деятельностными ресурсами общества, в то время как другие виды деятельности получают относительную свободу своего независимого развития на базе ресурсов, которые им отведены в пользование (назовем это управление ресурсами).
3). Уровень субъектов деятельной подсистемы. Здесь решается вопрос о том, какие свойства позволяют члену социума быть полноценным членом деятельностной подсистемы, участвовать как в определении целей подсистемы, так и в контроле над ее средствами. Выбор в этом случае – между представителями доминирующего вида деятельности, – деятелями, и обладателями ресурсов общества – владельцами.
Таким образом, любая деятельностная подсистема может быть описана как комплекс трех системных характеристик (например, внутриторговая система деятелей, управляющих деятельными ресурсами сообщества, или военно-экспансионистская система владельцев, управляющих деятельными единицами сообщества).
16. Социально-идеологическая подсистема – система организаций и институтов, обеспечивающих выработку и закрепление на индивидуальном уровне общих взглядов на строение общества, порядок социальных отношений, общие цели и ценности его членов. Организационно-функциональные уровни социально-идеологической подсистемы:
1). Уровень цели социальной подсистемы. Выбор ориентации социальной системы либо на соответствие интересам деятельной системы в целом, либо на интересы людей, чья жизнь и деятельность протекает в рамках данной деятельной системы. Оппозиция: деятельностное общество – частноправовое общество.
2). Уровень средств социальной подсистемы. Средством определения целей и ценностей данного общества, а также обоснования целесообразности существующих в нем общественных отношений на уровне индивидуального человеческого сознания является идеология.
Прежде всего, идеологии могут быть разделены на коллективистские и индивидуалистские, согласно представлениям о характере взаимозависимости и соподчинения людей и образуемых ими обществ. В первом случае свойства индивида выводятся из свойств системы, во втором – свойства системы из свойств индивида.
Другой план характеристик любой идеологии связан с представлением о вовлеченности людей в общественные процессы. Общество существует либо благодаря действиям узкой группы его наиболее активных и одаренных представителей, элиты, либо благодаря деятельности широких масс, народа. Соответствующим образом понимается и направленность общественного развития, которое либо должно создавать условия для деятельности элиты, либо развязывать инициативу широких народных масс. В коллективистской системе мировосприятия противопоставлены друг другу идеологии этатизма (элитный вариант) и национализма(народный вариант), в индивидуалистской – либерализм (элитный вариант) и демократизм (народный вариант).
Таки образом, мы имеем два типа (коллективистские и индивидуалистские) и четыре вида (национализм, этатизм, либерализм, демократизм) идеологий.
3). Уровень субъектов социальной подсистемы. Социальными субъектами могут признаваться либо социальные группы (сословия, классы, страты, касты), либо граждане данного государства безотносительно к их особенным социальным характеристикам.
17. Властная подсистема представляет собой систему организаций и институтов, которые осуществляют руководство сложной деятельной системой, в том числе регулируют деятельные и внедеятельные отношения людей, на базе юридическое оформления и силового контроля достигнутого социально-идеологического консенсуса.
1). Уровень цели властной подсистемы. На этом уровне организации решается вопрос о том, каким образом будут организованы центральные органы власть. Цель властной подсистемы – осуществление власти либо при помощи одного полномочного органа с недифференцированными властными функциями (моноцентризм), либо при помощи комплекса властных органов, между которыми власть распределена (полицентризм). Конкретные формы моноцентризма и полицентризма могут быть весьма разнообразны.
2). Уровень средств властной подсистемы. Решение проблемы взаимодействия центральных и территориальных органов власти. Территориальная власть вообще представляет собой средство осуществления власти, именно благодаря территориальным органам, через них реализуются решения властного центра. Однако есть еще момент распределения политической власти между центральными и территориальными властными центрами. Она может либо сосредотачиваться преимущественно в центральных органах, при этом территориальные органы власти получают технический, несамостоятельный статус (централизм), либо в значительной степени передаваться на места в плане выбора особенных условий реализации общей политики (децентрализм).
3). Уровень субъектов властной подсистемы. На этом уровне обеспечивается, прежде всего, легитимизация власти, определяется способ наделения представителей общества властными полномочиями. Власть может быть наследственной или выборной. Однако этой характеристики недостаточно, так как существенным является еще и количество членов общества, наделенных властными полномочиями. И наследственная, и выборная власть может принадлежать одному, – правителю, как бы он ни назывался в различные периоды истории, или группе, - элите. Речь идет о некоем метафизическом свойстве, которое принадлежит или передается части членов общества, праве не только, и не столько, работать во властной системе, сколько быть носителем власти как таковым. Именно это властное право реализуется затем через его осуществление в так или иначе взаимодействующих органах власти.
Итак, на субъектном уровне организации властной подсистемы мы имеем четыре вида властных лиц: наследственный правитель, наследственная элита, выборный правитель, выборная элита.
18. Если посмотреть на значимые характеристики организации каждой из трех подсистем, можно заметить, что один из уровней обязательно имеет четыре варианта своего оформления, тогда как остальные – только два.
Это связано с тем, что уровень, имеющий четыре формы, является для данной подсистемы ведущим, остальные уровни организуются, в конечном счете, под его обслуживание. Характеристики именно этих ведущих уровней представляют подсистему в обобщенном описании государства. Оно выглядит так:
1). Уровень целей государства. Деятельная подсистема, ориентированная на военную защиту, или военную экспансию, или торговую экспансию, или внутреннюю торговлю.
2). Уровень средств государства. Социальная система, существующая на началах идеологии национализма, или этатизма, или либерализма, или демократизма.
3). Уровень субъектизации государства. Власть наследственной элиты, или наследственного правителя, или выборной элиты, или выборного правителя. Именно их власть обеспечивает в конечном итоге функционирование деятельной подсистемы, закрепленной социальной интеграцией членов общества на базе определенной идеологии.
19. Каждая подсистема имеет 16 возможных вариантов организации. Система в целом имеет 64 варианта организации. Все ли из этих вариантов реализуются в реальной истории государств – вопрос, ответ на который требует дополнительной работы по интерпретации конкретной истории государств.
20. Варианты организации подсистем и государства в целом могут быть отражены на графике, где ось X отображает характеристики уровня целей, ось Y – характеристики уровня средств, ось Z – характеристики уровня субъектизации. Противопоставленные варианты организации подсистем и уровней (для уровней, где имеются четыре формы – по первому, более общему параметру) окажутся по разную сторону от нулевой отметки.
Появляется перспектива количественного анализа социальных форм.
21. Индивид в сложной деятельной системе теряет социальную целостность, выступая в рамках каждой из подсистем (областей специфических общественных отношений) в некоем автономном качестве:
- специалиста, деятеля и (или) ресурсовладельца;
- члена определенным образом мотивированной и обоснованной системы социальных отношений, представителя социальной группы или универсального гражданина;
- субъекта или объекта власти.
Впрочем, эта потеря иллюзорна, так как разные по своей природе отношения не могут быть совмещены по определению, а в общине существует только видимость их единства.
В каждой области общественных отношений человек определяет свое социальное лицо с большой степени свободы, хотя между подсистемами существует целесообразная деятельная зависимость на системном уровне.
22. Системная зависимость выражается, в том числе в том, что в рамках каждой из подсистем человек определяется, отталкиваясь, прежде всего, от результатов, полученных на предыдущем организационном уровне системы, опираясь на ту социальную роль, которую он получил только что. Это значит, что деятельная позиция человека в значительной степени обуславливает его идеологическую позицию, а идеологические предпочтения будут детерминировать его отношение к событиям во властно-политической подсистеме. В то же время, подобная зависимость не наступает автоматически, человек как индивид остается свободным в самоопределении на каждом из социальных уровней.
23. Степень свободы определяется, в том числе, тем, что социальная принадлежность – лишь один из аспектов человеческого бытия. Бытие Человека определяется такими относительно независимыми сферами его жизнедеятельности, как мир Природы, Социальный мир, мир Культуры, и, вероятно, мир индивидуальной человеческой Личности.
Социальный мир и конкретный социум, в котором человек существует, не детерминируют его всецело. Человек всегда имеет имманентные импульсы развития, определяемые его биологическим началом и доступными культурными образцами. Он не ограничен текущими социальными формами и институтами, так как способен опираться на вневременные достижения человеческой культуры, а также ориентирован на создание новых.
24. Необходимость коллективно приспосабливаться к трем внешним средам (природной, социальной, культурной) определяет, возможно, перспективу развития человеческого общества как системы. Если форму коллективной адаптации к природной среде мы знаем как хозяйственную общину (простую адаптационно-деятельностную систему), а форму коллективного приспособления к социальной среде – как военно-торговое государство (сложную адаптационно-деятельностную систему), то о форме коллективной адаптации к культурной среде (и возможности такой перспективы вообще) можно только фантазировать. Однако весьма вероятно, что именно это приспособление и соответствующие формы социума – будущее человечества и возможность решения проблем, неразрешимых на уровне государств.
Часть II. Социально-поколенческие ритмы и циклы развития государств (сложных адаптационно-деятельностных систем)
1. В процессе интерпретации государств как сложных деятельных систем возникает вопрос об исторической длительности существования как той или иной организационной формы отдельных организационных уровней различных подсистем, так и комплексов характеристик различных подсистем и государства в целом. Предположение о существовании социально-поколенческих ритмов и циклов развития адаптационных систем отвечает на этот вопрос определенным образом.
2. Это отдельная гипотеза. Она и возникла сама по себе, в процессе систематизации истории древнегреческой и европейской мировоззренческой мысли (философии и религии) на основе сведений о рождении и периодах наибольшей активности мыслителей, жизнь и деятельность которых составляет эту историю. Затем приблизительно намеченные временные периоды и предположения об их взаимосвязи были уточнены с учетом некоторых представлений и понятий возрастной психологии, таких как, например, возрастные кризисы. В дальнейшем мне показалось любопытным попытаться применить получившуюся модель для периодизации истории различных государств. Оказалось, что найденные ритмы и циклы развития проявляются здесь довольно отчетливо.
3. Эта часть – в большей степени описание, а не объяснение найденных ритмов и циклов развития. Я не могу утверждать, что полностью понимаю, почему они организованы так, а не иначе. Однако в том, что они действительно есть, и их схема верна, я почти не сомневаюсь, потому что систематизация явлений и событий в истории различных государств на основе этой схемы (а также периодизация истории греко-европейско-американской мировоззренческой мысли) выглядит очень убедительно.
Понятие о деятельностной сущности человека позволяет, как мне кажется, в значительной степени разобраться в природе установленных ритмов и циклов.
4. Общим для обеих описываемых здесь гипотез (адаптационного социума, социально-поколенческих ритмов и циклов истории) является та фундаментальная идея, что и социальные структуры, и ритмы социального развития возникают на базе некоторых особенных свойств человека, которые тот переносит на создаваемые им системы, даже не преследуя специально такой цели. Эти свойства – свойства человека как деятеля, существа, ориентированного на целенаправленную инструментальную деятельность.
В пространственное оформление социума человек вносит организационную схему деятельности, в результате чего общество представляет собой деятельно упорядоченную систему организаций и институтов.Во временное – присущие ему ритмы и циклы собственной жизнедеятельности, содержательные характеристики которых также связаны с их деятельностной ориентацией.
5. Индивидуальная жизнь человека организуется как ритмический, в значительной степени неосознаваемый процесс обнаружения, постановки и достижения некоторых целей. При этом описанная выше деятельная триада в этом случае представляет собой деятельностную тетраду. Четвертое звено необходимо, так как должен быть некий источник развертывания триадной деятельностной схемы, то есть для того чтобы определять предметную цель, средства и субъекта какой-то деятельности, необходимо сначала определить саму необходимость осуществления деятельности в данном направлении и иметь действующее лицо, которое пройдет все этапы цикла. Выбирая некоторое направление деятельности, человек определяется как деятельностный индивид. Именно деятельный индивид проходит в дальнейшем через последовательные этапы организации деятельности с тем, чтобы, в конце концов, утвердиться в качестве деятельного субъекта. Таким образом, деятельная тетрада выгляди следующим образом: деятельностный индивид-цель-средства-субъект деятельности.
6. Ритмы индивидуальной человеческой жизнедеятельности задаются периодами в 1 год, 4 года, 13 лет, 40 лет. Каждый из этих повторяющихся отрезков имеет внутреннюю деятельную организацию, представляет собой четырехзвенный деятельный цикл, описанную выше деятельную тетраду.
Внутренняя организация года сейчас рассматриваться не будет, это отдельный вопрос, нуждающийся в дополнительном исследовании (деятельный год, вероятно, не совпадает с календарным с точки зрения входящих в него месяцев). Четырехлетний период делится на четыре последовательных периода по одному деятельному году (1, 2, 3, 4). Тринадцатилетний – на четыре накладывающихся друг на друга периода по четыре года, общим для обоих период будет один деятельный год, то есть каждый последний год предыдущей четырехлетки является в то же время первым годом следующей (1-4, 4-7, 7-10, 10-13). Сорокалетний – начетыре накладывающихся периода по тринадцать лет, накладываются друг на друга последние и первые четыре года (1-13, 10-22, 19-31, 28-40).
Полный цикл человеческой жизнедеятельности при таком подходе – предположительно 121 год. Он состоит из четырех накладывающихся периодов по 40 лет, последние тринадцать лет сорокалетнего периода являются также первыми двенадцатью годами следующего (0-39, 27-66, 54-93, 81-120).
Это – общая модель человеческой жизнедеятельности. Она имеет в виду потенциал человеческой жизнедеятельности, который не всегда полностью реализуется в жизни отдельных людей.
7. Сложный порядок пересечения различных периодов связан с тем, что этим способом обеспечивается непрерывность системы деятельности во времени. Человеческая жизнедеятельность имеет непрерывный характер. Момент формирования специализированного деятельностного субъекта сопровождается выявлением новых адаптационных проблем и возникновением нового деятельностного индивида, что запускает следующий цикл развития. Человек, таким образом, всегда ощущает недостаточность достигнутого и ориентируется на все новые и новые аспекты действительности, затронутой предыдущим периодом развития. Поэтому каждый четвертый период завершающегося деятельного цикла является одновременно первым периодом следующего.
8. 40-летние циклы жизнедеятельности связаны с базовыми целями человеческой жизнедеятельности, которые, в свою очередь, обусловлены свойствами внешней среды этой жизнедеятельности. Человек последовательно адаптируется к природному, социальному, культурному мирам и, вероятно, миру собственной личности. Соответственно, в основе жизнедеятельности человека лежат разные основания. До сорокалет происходит адаптация к природе, с 27 по 66 год – приспособление к социуму, с 54 по 93 год – адаптация к миру культуры. С 81 по 120 год человек движим стремлением к внутренней гармонии, так как личность его к завершающему периоду жизни представляет собой, и осознается, как три различных субъекта - природного, социального и культурного миров.
9. Последовательная поэтапная постановка и решение проблем каждого сорокалетнего периода происходит в рамках тринадцатилетних периодов. Первые тринадцать лет происходит формирование деятельного индивида, ориентированного на адаптацию к природному, социальному, культурному или личностному мирам, затем он определяет собственные цели относительно этих миров, затем устанавливает пригодные для себя средства, чтобы, в конце концов, утвердиться в качестве природного, социального, культурного или личностного субъекта. 13-летние периоды представляют собой основные периоды человеческой жизнедеятельности.
10. Ритмы и циклы социума берут свое начало в ритмах и циклах индивидуальной человеческой жизни и образуются по их подобию. Такие ритмы индивидуального развития, как 1 год, 4 года, 13 лет, свойственны и социуму, поскольку непосредственно связаны с деятельность человека в нем. Однако дальше начинаются расхождения. 40-летний и 121-летний циклы человеческой жизни для социума не характерны. Социум развивается через периоды 31 год и 85 лет, что обусловлено его ориентацией на иную внешнюю среду, с одной стороны, а также специфическим характером деятельной активности социума, с другой. Есть у социума и другие, длинные периоды в 229 лет, 841 год, 2118 лет, которые связаны с особенным масштабом социального времени.
11. Периоды в 1 год, 4 года, 13 лет непосредственно обусловлены тем, что деятельным элементом социума является человек, а его жизнедеятельность организуется во времени именно таким образом. Социум базируется на человеческой деятельности и принимает в качестве базовых ритмы, свойственные его жизнедеятельности. Причем, если периоды 1 и 4 года имею в своей основе только собственно человеческие ритмы жизнедеятельности, то с 13-летнего периода начинается системная связь человеческого ритма и социальной организации.
12. В предыдущей главе были обозначены три ступени социальной организации: 1) уровень организации подсистемы, 2) подсистема (три уровня организации), 3) система в целом (три подсистемы).
Социум – система организаций и институтов, взаимозависимых, прежде всего, в рамках одной из его подсистем, деятельной, социальной или властной. Социальные организации и институты возникают на стадии построения одного из трех организационных уровней подсистемы, целевого, инструментального или субъектного. Выстраивание субъектного уровня подсистемы завершает организацию подсистемы, окончательно связывая все ее организационные уровни. Именно здесь заканчивается активность человека и начинается активность собственно социума, на уровне системы в силу вступают отношения подсистем.
13 лет – время оформления уровневых организаций и институтов (организаций и институтов организационных уровней одной из трех подсистем). А также коррекции сопряженных с ними учреждений и институтов других уровней, в том числе принадлежащих организационным уровням других подсистем, влияющих на это оформление. Подсистема организуется (реорганизуется) за 31 год, в результате последовательной смены трех пересекающихся 13-летних. Система проходит полный цикл организации (реорганизации) за 85 лет.
13. Каждый 85-летний цикл организации (реорганизации) социальной системы реализуется лишь одна из возможных форм того или иного организационного уровня подсистемы, комплексов характеристикподсистемы и системы в целом. Социальное развитие происходит за счет их обновления в новом цикле социальной организации (реорганизации). Такое обновление носит перманентный характер. Фактически социум никогда не находится в состоянии покоя, в любой из моментов его существования всегда идет реорганизация одной из его подсистем. В то же время можно говорить о процессах в рамках одного или другого, следующего за ним или предшествующего ему, организационного 85-летнего цикла.
Обновление характеристик организационных уровней подсистем, и, вследствие этого, системы в целом, подчиняется определенным закономерностям.
14. Хотя носителем и движущей силой изменений в социуме является человек, действует он как представитель целого социального поколения.
Поколение – группа людей, связанных принадлежностью к одной и той же возрастной группе в рамках 13-летних периодов индивидуального человеческого развития. Сложность четкого определения такой группы связана с тем, что тринадцатилетки накладываются друг на друга. Люди, родившиеся в последние или первые четыре года тринадцатилетки, будут относиться и к первой, и ко второй поколенческой группе. Возможно, следует считать, что к поколению относятся только те, кто родился в первые восемь лет тринадцатилетнего периода. Возможно, не стоит стремиться к подобному упрощению, оставляя за этой возрастной подгруппой изначальную внутреннюю раздвоенность. Поколение вообще неоднородно, разбито как на четырехлетние, так и на однолетние подгруппы, если иметь в виду год рождения и ориентироваться на полную тождественность проблем индивидуального развития.
В процессе образования сложной деятельной системы задаются исходные годы для образования социальных поколений. Эти исходные годы представляют собой начальные годы первой тринадцатилетки 31-летнего периода оптимума социальной активности в рамках индивидуального развития тех людей, чья деятельность обеспечивает возникновение данной сложной деятельной системы (возможно, речь должна идти даже не о людях, а об одном конкретном человеке, лидере, который и инициирует появление новой сложной деятельной системы). В дальнейшем поколенческая последовательность поддерживаютсяпосредством регулирования преемственности на персональном уровне (социально- активное поколение, так или иначе, регулирует условия вступления в социальную жизнь следующих поколений).
15. Оптимум социальной активности можно определить следующим образом. Период наибольшей социальной активности в жизни человека – сорокалетие 27 – 66 лет. Социальная самореализация – главный смысл этого периода. Однако в индивидуальном развитии сорокалетние периоды накладываются друг на друга, в результате чего получаются смешанные тринадцатилетние стадии. Я предполагаю, что в этомслучае преимущественное значение имеет линия развития, связанная с заканчивающимся сорокалетием. Из этого следует, что абсолютное доминирование социальности в жизни человека приходится на период с 36 по 66 лет, культуры – на период с 63 лет – 93 года. С первого по сороковой год (0-39лет) человеческой жизнью управляет преимущественно природа.
Таким образом, формирование социальных поколений связано с первой тринадцатилеткой доминирования социальной деятельности в жизни людей, явившихся инициаторами формирования данной сложной деятельной системы (более точно – с первыми четырьмя годами тринадцатилетки). Именно в период с 36 по 48 лет их деятельность в социуме становится в достаточной степени независимой от влияний со стороны старших членов общества, и может рассматриваться как самостоятельная. Эти люди получают возможность строить социум, они выбирают преемников, которые не противоречат заданному социальному ритму. Поскольку время доминирования социальной активности – 36-66 лет, то есть 31 год, постольку 31 год - время формирования одной из подсистем социума. За это время поколение способно не только сформировать ее, но также и проконтролировать вхождение в социум нескольких последующих поколений, сохраняя за собой решающее влияние, и закрепить периоды собственного индивидуального развития как социально-образующие.
16. Поколения следуют друг за другом с интервалом в восемь лет, беспрерывно накатывая на социум одно за другим, как волны. Оформление каждой из трех подсистем социума занимает 31 год. За это время в социальную жизнь последовательно входит три социальных поколения, достигающих начальной тринадцатилетки пика социальной активности, то есть возрастного периода 36-48 лет. Они попадают в разную ситуацию. Только социальная активность одной поколенческой группы укладывается целиком в период оформления одной подсистемы. Фактически же в этот период активно действуют 5 поколенческих групппериода своего социального оптимума, две из которых связаны с развитием предыдущей подсистемы, а две – выходят за рамки данного периода, они продолжат социальную деятельность на пике своей социальной активности и в рамках следующей подсистемы. Одно поколение оказывается центральным, основным с точки зрения данной подсистемы, поскольку захватывает все периоды формирования данной подсистемы. Предположительно, именно это поколение будет доминирующим, на него придется основная нагрузка по последовательной социальной реорганизации.
17. Каждое социальное поколение в целом одновременно вступает в социальную жизнь, имеет однородное базовое представление о социуме и его проблемах, некий единый менталитет, отличающийся от менталитета как предыдущих, так и последующих поколений. Задача представителей каждого поколения – найти свое социальное место в условиях доминирования предшествующих поколений. Поколениясотрудничают, но, одновременно, конкурируют друг с другом, - за социальные места, за осуществление социальной программы, отвечающей менталитету поколения.
Реорганизация учреждений и институтов разных уровней происходит поэтапно, так как входящие поколения, утверждаясь в социуме, с одной стороны, должны предлагать себя в качестве носителей новых идей и решений, не покушаясь, с другой стороны, на достижения предшественников, от которых зависят их социальные перспективы.
18. Роль доминирующего поколения – не только в проведении единой политики оформления пришедшейся на период его активности подсистемы. Оно также обеспечивает поколенческую преемственность. Новое, заступающее доминирующее поколение необходимо сосредотачивается на реформах в другой подсистеме, так как предшествующее доминирующее поколение направляет его именно в это русло.
В рамках 85-летнего цикла доминирующие поколения сменяются последовательно, образуя единый период преемственного развития. По отношению к предыдущей 85-летке характеристики организационных уровней подсистем меняются на противоположные, что является необходимым условием выделения и принятия социумом любого нового поколения, начинающего самостоятельную социальную деятельность. Поколение предлагает то, чего сейчас нет, как способ решения социальных проблем, именно этим обуславливает необходимость своей социальной активности и свою претензию на руководящее место в социуме.
19. Каждое поколение неоднородно с точки зрения социальных предпочтений, с точки зрения выбора того или иного варианта развития, однако в нем всегда есть преобладающее большинство, убеждения которого и реализуются в социальном строительстве. Серьезный раскол, равновесность противостоящих предпочтений в рамках одного поколения вызывает глобальный социальный кризис. Такое положение дел – отличительное свойство периодов социальных революций, в течение которых победившая часть поколения устраняет побежденную из социальной жизни тем или иным способом.
20. Новый 85-летний цикл нарушает плавную смену поколений. 85-летние социальные циклы накладываются друг на друга 13-летними периодами, первым для одного и последним для другого. Это может быть обусловлено двумя разными причинами.
Может быть, это связано с тем, что так гарантируется преемственность на уровне системы в целом, так как уходящее доминирующее поколение имеет возможность контролировать до известной степени действия утверждающегося в таком же качестве нового поколения, помогая ему утвердить новые социальные цели в качестве системообразующих для последующего периода. Несмотря на то, что эти цели прямо противоположны тем, с которыми связано все предыдущее социальное развитие.
Однако это может быть связано и с тем, что завершение одного цикла социального развития провоцирует социальную активность. Оформление субъекта всей системы, происходящее в последней тринадцатилетке, - вопрос достаточно значимый для того, чтобы быть предметом торга между поколениями. Возможно, уходящее доминирующее поколение добивается, таким образом, дополнительной поддержки в конкурентной поколенческой борьбе.
Всего по такому принципу сменяются три 85-летних цикла, образуя малый (229-летний) период социального развития. Этот период имеет внутреннюю цельность, так как социальное развитие происходит в рамках одной и той же антитетичной пары для каждой из уровневых социальных характеристик. Третий социальный цикл возвращает социум к исходным социальным формам.
21. Возвращение к пройденным социальным формам приводит к локальному социально-поколенческому кризису. Он разрешается утверждением новой поколенческой последовательности, которая сначала сосуществует со старой, а затем полностью берет ответственность за социальное развитие на себя.
Утверждением новой поколенческой линии связано с изменением только одной социальной характеристики – цели первой подсистемы 85-летнего цикла. Эта линия возникает, когда новое поколение не соглашается принять цели реорганизуемой подсистемы, предложенные и утвержденные предшествующим поколением в рамках традиционной системы преемственности, находит в себе достаточно сил, чтобы вернуть социум к этому вопросу и навязать обществу возврат к целям окончившегося 85-летнего цикла.
Получается, что если в рамках 229-летней последовательности идет процесс реорганизации уровня средств деятельной подсистемы под обеспечение утвержденных только что целей, то новое поколение, которое должно войти в систему как подчиненное, с ролью преобразователя средств реорганизуемой подсистемы, не отрицая предлагаемых утвердившимся доминирующим поколением средств, возвращает предыдущие цели деятельной подсистемы и на этой основе перехватывает доминирование. Таким образом, обеспечивается некоторая трансформация утвердившейся модели развития, возникает новая конфигурация социальной системы.
22. Пересекающиеся 229-летние циклы складываются в 841-летний большой цикл развития социальной системы, состоящий из пяти таких 229-летних циклов. Общим для соседних 229-летних периодов отрезком времени, в рамках которого происходит замена старой поколенческой последовательности новой, имеет продолжительность 75 лет. Впрочем, реальная и острая конкуренция поколенческих последовательностей длится, вероятно, первые несколько тринадцатилетних периодов. В дальнейшем старая поколенческая последовательность приобретает характер фона для актуальной социальной действительности.
841-летний большой цикл социального развития также сталкивается с проблемой повторяемости социальных форм. Третий 229-летний период возвращает к свойствам первого 229-летнего периода, четвертый – к свойствам второго. В начале пятого 229-летнего периода социум третий раз возвращается к исходным характеристикам системы, то есть к модели, опробованной уже в первом и третьем 229-летнем периоде развития. Это вызывает поиски новых возможностей развития системы. Поскольку борьба за цели начальной подсистемы не может больше обеспечить серьезных социальных новаций, постольку она переносится в следующую за ней, вторую социальную подсистему. Побеждает поколение революционеров, полностью разрушающее преемственность, начиная с реорганизации второй по порядку социальной подсистемы и далее,на началах, противоположных тем, которые должны были торжествовать в рамках исторической традиции.
23. Следствием этого кризиса является два существенных изменения. Во-первых, в новом большом цикле развития социума возникают и принимаются новые бинарные оппозиции наиболее существенных для каждой подсистемы социальных характеристик. Как говорилось в первой главе, каждая подсистема имеет один организационный уровень, имеющий не две, а четыре варианта организационных моделей. В новом большом цикле и происходит активация одного, как правило, из новых модельных типов для каждой из подсистем.
Во-вторых, поколенческие последовательности теперь формируются на новом социальном основании, что является другим отличием больших 841-летних циклов. Если в первом большом цикле поколенческие последовательности формируются на основе построения деятельной подсистемы государства, то во втором большом цикле - на базе социально-идеологической подсистемы, а в третьем – на базе властной подсистемы. К четвертому циклу государство оказывается в начальной точке, что означает, что суперцикл развития завершился, все можно начинать с начала.
Суперцикл развития сложной деятельной системы – 2118 лет. О возможном количестве суперциклов пока сказать что-либо трудно.
24. Подводя итог, можно сказать, что социальные ритмы в 1 год, 4 года, 13 лет определяются особенностями индивидуального развития человека, социальные ритмы в 31 год, 85 лет – особенностями социального строения, а социальные ритмы в 229, 841 и 2118 лет – особенностями социально-поколенческого взаимодействия в рамках развития сложных деятельных систем.
Социум реорганизуется перманентно, однако этот процесс имеет четкие временные и пространственные параметры, обусловленные как свойствами социума, так и особенностями его активных элементов.
Социум развивается путем изменения своих организационных форм в рамках принятых на длительное время антитетичных характеристик, бинарных оппозиций, в рамках которых люди осмысляют и организуют свою текущую социальную деятельность. Революционные периоды отличаются, в том числе тем, что традиционные бинарные оппозиции распадаются, в каждой подсистеме на главном организационном уровне образуются новые, и только один из возможных вариантов принимается и признается в общественной практике, тогда как другие вытесняются из общественного сознания и общественной жизни на длительное время.
Социум может быть обобщенно описан как комплекс главных характеристик трех своих подсистем. В динамике – как комплекс бинарных оппозиций в рамках этих главных характеристик.
25. Россия может быть описана на данный момент следующим образом по первому варианту: либеральное внешнеторговое государство выборного правителя. Но конечная текущая форма социума будет другой: либеральное внешнеторговое государство выборной элиты. Сейчас идет реорганизация подсистемы власти, ее последний этап, содержанием которого и является замена власти выборного правителя на власть выборной элиты.
Динамическое описание современной России затруднено. Ее характеризует на сегодняшний день не только то, что будет впереди, но и то, что она оставляет позади. А значит, второй вариант будет выглядеть следующим образом: националистическо-этатистско-либеральное военно-торговое государство наследственной элиты и выборно-наследственного правителя. Перспективный второй вариант описания - либерально-демократическое торговое государство выборных правителя и элиты. Следует заметить, что этот вариант является гипотетическим, хоть и весьма вероятным. Однако можно предположить в качестве вариантов развития, что военная деятельность не уступит у нас торговой окончательно, либерализм будет чередоваться не с демократизмом, а с этатизмом, выборного правителя будем менять не выборная элита, а наследственные правитель. Теоретически это – возможные варианты, хоть они и выглядят диковато в современной мире. Тем не менее, Россия сегодня стоит перед выбором, и ее окончательное самоопределение в рамках нового большого цикла социального развития закончится только к 2070 году.
- > Теория социума как адаптационно-деятельностной системы, ритмов и циклов социального развития
- > Тезисы теории цикличного поколенческого адаптационного социума
- > О будущем (футурологические заметки об эволюции социальных систем)
- > Проблемы истории России
- > Либерализм и демократизм в российских условиях. Варианты развития
- > Откуда есть и когда пошла земля Русская? Год рождения России - 637
- > О современном социуме, или почему государство не принадлежит народу
- > Карьера и возможности представителей разных социальных поколений. Социальное планирование
- > Несколько слов о марксизме
- > «Клуб 27»: о циклах человеческой жизни и кризисе 27 лет